Бесплатная справочная По Займам и Кредитам Bankir76.ru КРУГЛОСУТОЧНО
.
Кредит до 100.000руб. По паспорту. Тел: 8-915-972-36-95

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

14.01.2013

 

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

   Попробуем подробнее очертить наиболее противоречивые моменты. Если осуществить анализ развития банковской системы Украины в целом и развитие банковского надзора, в частности, то можно утверждать, что имеет место чрезвычайная сложность и неоднозначность этого процесса. Для современного украинского банка являются весьма актуальными те же самые проблемы банковского надзора, что есть в любой европейской финансовом учреждении. Основная причина торможения развития украинской банковской системы заключается в нестабильности рыночных условий системе банковского надзора, что является следствием наследования советской правовой системы.

   Отдельные авторы акцентируют на рациональность того или иного понятия. В частности, в странах с плановой экономикой, где все крупные предприятия принадлежат государству и кредитный риск практически отсутствует, поскольку государство имеет финансовые возможности и обязана выполнять свои финансовые обязательства, банковский надзор осуществлялся главным образом для того, чтобы обеспечить выполнение плана финансирования предприятий и соблюдение соответствующих правил при этом, и для предотвращения злоупотреблений должностных органов и лиц.

   А в странах с рыночной экономикой основное внимание уделяется качества банковских активов, то есть кредитному риску, поскольку здесь банковские учреждения и предприятия больше не принадлежат государству, возникают другие побудительные мотивы и залогом успешного банковского надзора является принятие правил, которые обеспечивали бы безопасность и доходность банковских учреждений.

   Законодательство и практика осуществления банковского надзора в Украине, его цели и задачи являются характерными для стран с переходной экономикой. Так, законодатель определяет, место банковского контроля является соблюдение юридическими лицами банковского законодательства и нормативных актов НБУ.

   Непоследовательность и нечеткость в определении целей банковского надзора на практике порождала значительные осложнения, особенно, когда в результате принятия тех или иных правовых актов вступали в конфликт экономические цели и цели пруденциального надзора. Примером этого может быть ситуация, когда правительством принимались решения о приоритетности предоставления кредитов определенной отрасли, или определенным предприятиям. Такое требование заставляла банки предоставлять кредиты довольно низкого качества, увеличивать риски и ухудшать свое финансовое положение, то есть вступать в противоречие с требованиями разумного банковского надзора.

   Теперь необходимо остановиться на актуальных проблемах таких видов банковского надзора, как выездное инспектирование и безвыездной контроль. По комплексной проверки, то инспекторы применяют, фактически, аудиторские процедуры, которые являются основанием для предоставления обязательных для выполнения рекомендации. В то время, аналогичные обязательные рекомендации, что имеет следствием применения других методик и процедур, предоставляют банку внутренние аудиторы, работающие в соответствии с национальными стандартами и внешние аудиторы, которые работают по международным стандартам. Такие рекомендации часто противоречивы и не соответствуют стратегическим целям, которые принимает банк. Смоделирована выше ситуация показывает определенную угрозу банковской системе Украины, которая заключается в методике проверки деятельности банков Украины и рекомендации, которые являются следствием проведения таких проверок, которые фактически лишают банк возможности последовательно придерживаться собственной стратегии и заменяют эту стратегию приоритетами, предусмотренными методике проверки.

   Национальный банк Украины, кроме инспекционных проверок, также осуществляет безвыездной надзор, которая заключается в мониторинге деятельности банков. Мониторинг происходит на разных уровнях, в частности на уровне филиалов и отделений путем обработки репозитарної отчетности. Общий объем статистической информации, которую получает НБУ, является достаточным для организации актуальной базы показателей денежно-кредитной статистики. Однако, перечень показателей денежно-кредитной статистики ограничивается данными о монетарные агрегаты, регулирующие ставки НБУ и ставки банков по кредитам и депозитам, уровень инфляции и абсолютные показатели по депозитам и кредитам банков. Отсутствие надлежащей статистической базы лишает НБУ информационного ресурса для корректировки денежно-кредитной политики. Кроме того, проанализировав систему безвыездного надзора, можно прийти к выводам, что расходы банков на формирование этой отчетности являются экономически неоправданными.

   Итак, хотелось бы ответить на вопрос: какой должна быть банковский надзор в современной демократической европейской стране?

   Во-первых, центральным звеном банковского надзора должен быть некоррумпированный, независимый, обеспечен высококвалифицированными профессиональными кадрами орган государственной власти.

   Во-вторых, нужно совершенствовать саму систему контроля за этим органом, поскольку хоть Национальный банк действует как коммерческая, государственная структура однако, также имеет требует постоянного регулирования со стороны государства. Относительно внутреннего и внешнего аудита, то теперь это не является эффективным инструментом обеспечения соответствующего уровня надзора за самим Национальным Банком.

   В-третьих, в демократических государствах с развитой экономикой орган, который имеет главная задача - осуществление банковского надзора, не только отделен от центрального банка, но и контролирует его наравне с другими банками, для примера - Германия.

   Такой многоуровневый распределение контрольно-надзорных полномочий центральным банком и другим независимым органом является достаточно оптимальной залогом уменьшение случаев злоупотреблений в данной сфере, что имеет следствием оптимизацию функционирования банковского надзора.

   Таким образом, можно утверждать, что понятие “банковское регулирование” шире, поскольку включает в себя как элементы банковского надзора, так и банковского контроля. Поскольку целью банковского надзора и контроля является обеспечение надежности и устойчивости банков, которая предусматривает комплексный и постоянный надзор (контроль) за осуществлением банками своей деятельности, в соответствии с действующими нормами законодательства и инструкций. Украинском законодателю следует учесть практику международных стандартов и требований к организации банковского надзора и контроля.

Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank